Российская концепция безопасности в зоне Персидского залива

 

Обеспечение безопасности в стратегически важной зоне Персидского залива является одной из ключевых региональных проблем современности. Любые военно-политические потрясения, всплески террористической активности в этом районе мира, в котором сосредоточены огромные запасы углеводородных ресурсов, чреваты пагубными последствиями для мировой экономической и, в первую очередь, энергетической безопасности.

 

На протяжении последних десятилетий в зоне Персидского залива не спадает напряженность. Это негативно сказывается на безопасности, политической и экономической стабильности в регионе и в мире. На смену одним конфликтам приходят другие, к существующим добавляются новые очаги напряженности. Положение в Ираке развивается в направлении нарастания этно-конфессионального размежевания и дезинтеграционных процессов. Многонациональные силы сталкиваются со все более усиливающимся вооруженным сопротивлением. Ирак становится одним из крупнейших центров транснациональной террористической сети. Осложняется ситуация вокруг Ирана.

 

В этих условиях требуются энергичные действия на международном и региональном уровнях в интересах оздоровления обстановки в зоне Персидского залива, преодоления затянувшейся кризисной стадии и поворота этого субрегиона к миру, добрососедству и устойчивому развитию.

 

По мнению России, идея создания системы безопасности в зоне Персидского залива может сыграть ключевую роль в консолидации политико-дипломатической активности в этом районе. В нашем представлении речь идет о реализации долгосрочной программы действий, направленных на нормализацию обстановки в зоне Персидского залива, укрепление там стабильности и безопасности, определение основных ориентиров и параметров будущей системы посткризисного устройства, а также путей реализации задач, связанных с этим. С учетом современных реалий наша инициатива развивает российские предложения, разработанные в конце 90-х годов и доработанные в 2004 году.

 

Российская концепция обеспечения безопасности в зоне Персидского залива основана на следующих установках:

 

-  Урегулирование конфликтных ситуаций и других проблем, способствующих дестабилизации положения в субрегионе, следует осуществлять только политико-дипломатическими методами на базе норм и принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН.

- Проведение миротворческих операций возможно лишь на основе соответствующих резолюций СБ ООН. Недопустимо применение силы в обход Совета Безопасности, использование двойных стандартов.

-  Система безопасности в Персидском заливе должна носить универсальный и всеобъемлющий характер, строиться на основе уважения интересов всех региональных и других вовлеченных сторон во всех сферах безопасности, включая военную, экономическую и энергетическую.

- Многосторонность рассматривается как механизм участия заинтересованных сторон в процессе совместной оценки ситуации, принятия и выполнения решений. Неприемлемо исключение кого-либо по тем или иным причинам.

- Все стороны должны быть привержены международно-правовым документам (двусторонним и многосторонним соглашениям, резолюциям ООН, решениям региональных и международных организаций), регулирующим отношения в зоне Персидского залива.

-  Продвижение к созданию системы безопасности осуществляется поэтапно, начиная с решения наиболее острых и актуальных проблем. В первую очередь, это касается урегулирования иракского кризиса и проблемы иранской ядерной программы.

-  Принцип поэтапности относится и к принятию странами Персидского залива и международным сообществом мер по укреплению доверия и предоставлению взаимных гарантий безопасности в регионе.

-   С учетом тесной взаимосвязи региональных проблем создание системы безопасности в зоне Персидского залива рассматривается как часть решения задач обеспечения безопасности на Ближнем Востоке в целом. Ключевое значение в этом плане имеет достижение всеобъемлющего урегулирования арабо-израильского конфликта с перспективой формирования общей системы безопасности в обширном регионе Ближнего Востока и Северной Африки (РБВСА).

 

Практическая работа по запуску процесса создания системы безопасности в зоне Персидского залива может быть начата путем проведения консультаций на двусторонней и многосторонней основе между заинтересованными сторонами, включая региональные и внерегиональные государства, Совет Безопасности Организации Объединенных Наций, «Группу восьми», Лигу арабских государств, Организацию Исламская конференция, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. В ходе этих контактов была бы сформирована инициативная группа по подготовке международной конференции по безопасности и сотрудничеству в зоне Персидского залива, в задачу которой входило бы согласование географических рамок будущей системы безопасности, круга участников, повестки дня, уровня представительства, места проведения предстоящего форума, а также подготовка проектов его решений, включая определение мер безопасности, доверия и контроля.

 

В данном контексте в качестве предварительных идей, требующих дополнительного обсуждения и основательной проработки, Россия представляет следующие соображения по пакету мер безопасности, доверия и контроля.

 

Применительно к ситуации в зоне Персидского залива расположенные в этом регионе государства и внерегиональные стороны:

 

- Подтверждают совокупность своих международно-правовых обязательств: в частности, отказ от применения силы и угрозы силой для решения спорных проблем, уважение суверенитета и территориальной целостности государств субрегиона, приверженность урегулированию территориальных и пограничных споров исключительно путем переговоров или задействования других мирных средств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств.

- Принимают взаимные обязательства транспарентности в военной области (уведомления о проведении военных учений, обмен наблюдателями, отказ от постоянной дислокации значительных группировок вооруженных сил, обмен информацией о закупке вооружений и вооруженных силах).

- Заключают соглашения по контролю над вооружениями, включающие, например, создание демилитаризованных зон, запрещение дестабилизирующих накоплений обычных вооружений, сбалансированное сокращение вооруженных сил всеми сторонами.

- В контексте задач укрепления на Ближнем Востоке режима ядерного нераспространения, опирающегося на ДНЯО, предпринимают шаги, направленные на превращение региона в зону, свободную от ядерного оружия, а в перспективе и от всех других видов ОМУ. В частности, развивают взаимодействие в вопросах использования мирных ядерных технологий.

-  Заключают соглашения о борьбе с транснациональным терроризмом, незаконным оборотом оружия и миграцией, наркотрафиком, оргпреступностью.

 

По мере прогресса в конструировании системы безопасности следовало бы приступить к разговору о сокращении иностранного военного присутствия в регионе и выработке общих мер доверия между региональными и другими государствами.

 

Центральной долгосрочной задачей является создание организации по безопасности и сотрудничеству в зоне Персидского залива (ОБСПЗ), куда, помимо стран Залива, на правах наблюдателей или ассоциированных членов входили бы Россия, США, ЕС и другие заинтересованные стороны.

 

В будущем, в контексте достижения арабо-израильского урегулирования ОБСПЗ может войти в общерегиональную систему безопасности РБВСА.

 

Россия готова к взаимодействию со всеми заинтересованными сторонами для реализации этих и других конструктивных предложений в целях обеспечения надежной безопасности в зоне Персидского залива.